Православие

Троицкая седмица




31 мая-6 июня 2015

После одного из самых Великих церковных праздников, почитаемых русским православным народом, Троицы, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, наступает Троицкая неделя, последняя перед Петровым постом. И если Сырная седмица (Масленица) это проводы Зимы и встреча Весны, то Троицкая седмица означает проводы Весны и встречу благословенного «зеленого» Лета.

Седмица сплошная – вкушение непостной еды разрешается в среду и пятницу. Но православному человеку не следует забывать, что в Троицкую седмицу не поощряются чревоугодие.

Как и Масленица, этот праздник пришел к нам из славянских языческих верований. «Зеленые святки», «Русальная неделя», так назывался подобный праздник у русских людей, еще не освященных учением Христовым и сошествием в них Святого Духа. И традиции празднования Троицкой седмицы тесно переплелись с ритуальными действами празднования девичьей Русальной недели – языческим Семиком. Главным же атрибутом обрядов этой недели была и остается березка, – дерево у русских людей ритуальное и священное, являющееся Мировым деревом и древом жизни. Именно в березе славяне усматривали воплощение всей живой природы, некий родовой центр всего сущего. И не случайно береза была женского рода, мифическим персонажем, напрямую связанным с женским божеством. Кроме того, березка была именно тем деревом, на ветвях которого любили сиживать русалки в течение Русальной недели…

Вся эта неделя перед Петровым постом – постная. Можно кушать блюда из мяса, яиц, творога, рыбы, пироги и блины, словом все то, что душенька пожелает. Но праздник сей не обжорный и питьевой, как, скажем, Сырная седмица, а романтический и даже поэтический. Хотя без бузы – хмельного напитка из гречневой муки, кажется, не обходилось.

Первый день седмицы после Троицы зовется Духов день.

Сей праздник учрежден и одобрен Церковью во имя возвеличения Святого Духа – третьего лица из триединства Пресвятой Троицы.

Святой Дух Утешитель и Даритель. Он богатит христианина неизбывно многоразличными дарами через церковные Таинства, и бодрит и утешает, давая покой и благорасположение, ибо принят Святой Дух православными христианами вместо Христа и через Христа, Спасителя нашего.

Этот день не работный, поскольку в Духов День земля «именинница есть», ибо в сей день и «сотворена была». После этого дня, по вековым приметам, становятся невозможными заморозки, коих можно не опасаться до самой осени. А еще в этот день надлежало выходить из дому на люди обязательно подпоясанным. Дабы злая сила «не подступилась и не проникла», вызвав чары или болезнь, от коих, как раз, и выручит ремешок или подпояска.

Среда, пятница и суббота посвящались хороводам и гуляниям, первенство в которых отводилось девушкам. После песен и плясок – хороший стол. Ведь по окончании Троицкой недели наступает долгий Петров пост, не менее жесткий, нежели Пост Великий.

Особенными днями на Троицкой седмице являлись суббота и воскресенье.

Суббота считалась «отданием» праздника Пятидесятницы-Троицы. А воскресенье было праздником Всех Святых и безвестных угодников Божиих, покуда неведомых Церкви, и Заговеньем на Петров пост, начинающийся следующим днем.

Молитва перед вкушением пищи:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Аминь.

Молитва после вкушения пищи:

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.