Духовная живопись русских художников



Никонор Тютрюмов

Портрет Патриарха Филарета

Иван Трутнев

Крестный ход на водоосвящение в деревне, 1858

Василий Поленов

На Тивериадском озере, 1988

Приступая к работе над картинами серии «Из жизни Христа» (1890-е - начало 1900-х) художник писал о стоящей перед ним задаче создания образа Христа: «Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем... В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». В следующей за Христом и грешницей картине, вошедшей в цикл «Из жизни Христа» – «На Генисаретском (Тивериадском) озере», — он остановился на том облике Христа, который был найден им в предыдущей картине.

Тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением (это именно лицо мудреца, а не пророка и страдальца), то же состояние самоуглубления, которое здесь особенно выразительно, поскольку обусловлено сюжетом картины. Собственно и сюжета никакого нет: по берегу озера неслышно идет с посохом в руке глубоко задумавшийся путник, его окружает пейзаж с покойным, тихим озером, окаймленном цепью доходящих до горизонта гор, и с древними камнями на берегу. Но во всем этом пустынном безлюдном пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, он дышит такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всей «бессобытийности» сюжета картины значительность происходящего для зрителя не оставляет сомнения. Красота евангельского повествования передана художником через зримую красочную красоту живописи. Эти тонкие связи между словом и живописью были уловлены художником еще тогда, когда он увидел в Париже интерьер русской церкви, в оформлении которой были использованы пейзажи Боголюбова. «...Оригинально и красиво, - писал он в одном из писем родным, - в церкви видеть большие пейзажи, переносишься в природу и евангельские повествования и легенды». Во всяком случае, уже картина «На Генисаретском озере» свидетельствует о высокой значимости пейзажа в размышлениях Поленова о гармонии, к которой он всегда стремился и которая воплощалась для него в евангельском Иисусе.

Исаак Асканазий

Блудница перед Христом, 1879

Владимир Маковский

Молебен на пасху

Иван Макаров

Нагорная исповедь, 1889

Яков Капков

Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, хана Золотой Орды

Илья Репин

Крестный ход в Курской губернии

Владимир Маковский

Чудо в Кане

Эрнст Лисснер

Троице-Сергиева лавра, 1907

Михаил Нестеров

Великий постриг, 1898

Аким Карнеев

Крестины

Василий Худояров

Исцеление слепорожденного